«Знаете ли вы своего ребёнка?» – так называлась беседа в Калегинской сельской библиотеке, которая прошла 6 февраля и была посвящена Году семьи. «Конечно!» – ответят почти все родители. Как сказал польский педагог Галина Филлипчук: «Мы знаем своих детей с первых дней их жизни. Это мы, родители, кормим их, одеваем, обуваем, купаем, укладываем спать, учим делать первые шаги и произносить первые слова. Это мы знакомим детей с окружающим миром, утешаем, когда они плачут, дежурим у их постели во время болезни. Может ли знать ребёнка лучше его матери и отца – самых близких и родных ему людей, самых любящих и самоотверженных?».
Многие родители искренне считают, что своего ребёнка они знают очень хорошо. Чем меньше ребёнок, тем мы действительно его лучше знаем. Но уже к 4-5 годам замечаем, что наши суждения о нём становятся всё более приблизительными. И возможно, через 10-12 лет обнаружим в лице собственного ребёнка абсолютного незнакомца.
На мероприятие были приглашены папы и мамы читателей нашей библиотеки. Для них библиотекарем были подготовлены задания и тесты. Так, родителям предлагалось нарисовать на листе бумаги солнце. На обратной стороне листа написать полное имя своего ребёнка, а рядом с каждой буквой имени – слово, характеризующее его характер, особенности личности, способности.
На другом листе родителям нужно было нарисовать солнце и на лучах написать ответы на вопрос «Кто я?»
Библиотекарь задала папам и мамам вопросы: «Что же надо знать о своём ребёнке? И для чего это надо знать? Последовали ответы, среди которых не было однозначных. И все же, был сделан вывод: что о ребёнке надо знать всё. «А поскольку это практически невозможно, – продолжила беседу библиотекарь, – то нужно стараться быть «ближе» к нему, знать, чем живёт, кого и за что любит, от чего у него мгновенно портится настроение, что ему по плечу, а с чем ему трудно справиться, во что он верит и в чём сомневается и т.д.
Однако из этого большого набора сведений о ребёнке можно выделить и самое главное. Нужно знать состояние его здоровья, темперамент, эмоциональную стабильность или нервозность (повышенная нервная возбудимость), замкнутость или общительность, направленность личности (личностная, деловая, коллективистская)
В жизни нет ни одного человека, у которого были бы одни достоинства или недостатки, как нет человека без достоинств и недостатков.
Мудрость родителей заключается в том, что, видя то и другое ,они соотносят их с эффективностью семейного воспитания. Но ребёнок не пустой сосуд. И если в нём не формировать какие – либо положительные качества, то возникают вредные привычки и наклонности. Если ребёнок ленив, это означает, что в семье его не приучили трудиться, если он агрессивен, то – он не познал доброго отношения. Родители должны хорошо знать достоинства и недостатки своего ребёнка, чтобы уравновешивать их, опираясь на положительное, чтобы помочь избавиться от отрицательного. Настоящий возрастной период – это формирование характера, личности. Как раз именно сейчас необходимо корректировать недостатки и поощрять достоинства ребёнка. Именно в этот возрастной цикл не следует идти на поводу у капризов, несправедливых требований ребёнка. Завершилась беседа словами :« Попробуйте посмотреть в завтрашний день и узнайте своего ребёнка».
Ведущий библиотекарь Сайранова И.А