Обсудили вопросы экологии

История человечества неDSCN0528разрывно связана с историей природы. Развитие человеческого общества традиционно сопровождалось взаимодействием с окружающей средой, которая по большей части характеризовалась ее покорением. Но, к сожалению, за большими достижениями общества стоят серьёзные проблемы, главные из которых — проблемы экологии.
Стремительно развивающийся в настоящее время экологический кризис поставил человечество в очень трудное положение. Одно из серьезных проявлений этого кризиса – его негативное влияние на здоровье человека. Попытки заставить людей выполнять природоохранные требования не всегда результативны именно потому, что сознание и культура не достигли того уровня, когда человек воспринимает эти требования, как свою внутреннюю потребность, а не как обязанность. И мы должны эту задачу – охранять природу – переориентировать: охранять не от человека, а для человека.
Экологическое просвещение должно привить человеку в первую очередь знания и навыки разумного общения с природой, совершенствовать методы и способы конструктивного участия в охране природы и рациональном природопользовании. «Надо возделывать наш сад», – сказал великий французский философ и писатель Вольтер в своем произведении «Кандид», эта фраза могла бы стать девизом экологического просвещения и воспитания. При этом следует заметить, конечно, что он имел в виду интеллектуальный, духовный сад, который должен возделывать в себе каждый человек, чтобы стать личностью и реализовать все свои возможности. Именно экологическое воспитание и просвещение должно играть главную роль в формировании сегодняшнего Человека. DSCN0525
Сделать это можно через экологическое воспитание, просвещение и образование. Это большая, длительная и трудоемкая работа, в которой принимают участие учреждения системы образования и культуры, природоохранные структуры, общественные организации. Библиотекам в этом процессе отводится особая роль.
Экологическое воспитание является обязательным направлением в работе библиотек. Мероприятия по пропаганде экологической литературы, информационному обслуживанию читателей по вопросам охраны природы, воспитания бережного отношения к окружающему миру входят в планы работы всех библиотек.
Калтасинская ЦБС принимает в этом активное участие. Прежде всего, оказывается помощь всем читателям при выполнении различных проектных и творческих работ, при подготовке к внеклассным мероприятиям, в подборе литературы, нахождении информации, организации досуга и занятий по интересам.
Воспитанию экологической культуры способствуют как традиционные мероприятия, так и проводимые с применением неординарных форм работы и новых информационных технологий. Все они направлены на привлечение читателей в библиотеку, пробуждение интереса к экологическим проблемам современности.
DSCN0527Одной из нетрадиционных форм работы с читателями в рамках года экологии стало проведение дебатов с учащимися 7 «А» класса Калтасинской СОШ №1. Ареной дебатов стала Калтасинская детская модельная библиотека, где 16 февраля читатели обсудил ряд вопросов, касающихся экологической обстановки района и планеты в целом, а также смогли задать волнующие их вопросы.
Есть ли в нашем районе населённые пункты, требующие незамедлительного решения проблем, связанных с экологией данной местности? Может ли проблема загрязнения атмосферы одного региона влиять на состояние атмосферы другого региона, расположенного на другом континенте? Опасен ли бытовой мусор (пакеты, банки, полиэтилен и т.д.), сбрасываемый в океан, для обитателей флоры и фауны данной местности? Хватит ли запасов пресной воды людям через 500 лет? Является ли проблема экологии проблемой воспитания подрастающего поколения и вопросом воспитанности человека? Может ли отдельно взятый человек нашего общества помочь человечеству в решении мировых экологических проблем? По этим и многим другим вопросам выразили свое мнение участники дебатов.
Проведение подобной формы мероприятия позволило участникам не только сформулировать свое мнение по конкретным вопросам, но и дало возможность услышать мнение окружающих, подчеркнуть для себя важные и интересные моменты, побуждающие человека на дальнейшее размышление по данным вопросам, оценить свое отношение к природе и задуматься о последствиях своих действий, причиняющих урон окружающей среде.
Эффективность любых природоохранных мероприятий во многом зависит от экологической грамотности и экологической культуры населения, в том числе и подрастающего поколения. Воспитывая экологическую культуру и ответственность подрастающего поколения, человечество дает себе возможность для дальнейшего развития общества в гармонии с природой.

DSCN0523

Чулкова М.В.

Закладка постоянная ссылка.

Возможность комментирования заблокирована.